Электронная книга 'Финансы и финансовый рынок'
Электронная книга 'Логистика'
Электронная книга 'Теория логистики'
Электронная книга 'Международная логистика'
Электронная книга 'Управление цепями поставок'
Электронная книга 'Логистика запасов и складирования'
Электронная книга 'Практикум по логистике'

1.1. Понятие, объект, цель и задачи логистики

Логистика – это наука и практика управления движением материальных и связанных с ними информационных и финансовых потоков в пространстве и во времени от первичного источника до конечного потребителя.

Объектом изучения в логистике являются материальные и сопутствующие им информационные, финансовые и сервисные потоки (рис. 1.1).

Рисунок 1.1

Рис. 1.1. Объект и предмет логистики

Материальный поток – это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции и которые связаны с физическим перемещением в пространстве (погрузка, разгрузка, перевозка, и т. п.).

Информационный поток – это совокупность сведений, необходимых для контроля и управления логистических операций. Эти сведения циркулируют в логистической системе между логистической системой и внешней средой. Они могут существовать в форме бумажных или электронных документов.

Финансовый поток – это направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой. Этот поток обеспечивает движение материальных потоков.

Предметом логистики является оптимизация материальных и сопутствующих им финансовых, информационных и сервисных потоков (см. рис. 1.1).

Содержанием логистики является установление причинно-следственных связей и закономерностей, присущих процессу товародвижения, в целях определения и реализации на практике эффективных организационных форм и методов управления материальными и информационными потоками.

Совокупность логистических функций и целей определяет сущность логистики.

Сущность логистики состоит в интеграции, обеспечении взаимодействия стадий и участников процесса товародвижения, управлении материальным потоком на основе сопровождающей его информации с целью доставки необходимых товаров в нужное место в требуемое время с минимальными издержками.

Цель логистики – достижение наибольшей эффективности организации, повышение ее конкурентоспособности. Главной цели логистика добивается посредством управления потоковыми процессами на основе следующих семи правил логистики («7R») (рис. 1.2):

- нужный товар (Right product),

- необходимого качества (Right quality),

- в необходимом количестве (Right quantity),

- дол­жен быть доставлен в нужное время (Right time),

- в нужное место (Right place),

- нужному потребителю (Right customer),

- с требуемым уровнем затрат (Right cost).

Рисунок 1.2

Рис. 1.2. Семь правил логистики

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти семь правил выполнены. Невыполнение хотя бы одного из правил может привести к потере клиентов и, соответственно, определенной доли рынка.

Для практической реализации целей логистики необходимо найти адекватные решения ряда соответствующих задач, которые по степени значимости разделяются на две группы: глобальные и частные (локальные) задачи.

К глобальным задачам логистики относятся следующие:

- создание комплексных, интегрированных систем материальных, информационных, а по возможности и других сопутствующих потоков;

- стратегическое согласование, планирование и контроль за использованием логистических мощностей сфер производства и обращения;

- достижение высокой системной гибкости;

- постоянное совершенствование логистической концепции в рамках избранной стратегии в рыночной среде.

При решении глобальных задач очень важен временной компонент. Дело в том, что внешняя среда меняется достаточно быстро, поэтому, если решение глобальной задачи происходит медленнее, чем происходят изме­нения во внешней среде, результат решения будет отрицательным.

Частные задачи в логистике имеют локальный характер, они более динамичны и разнообразны:

- максимальное сокращение времени хранения продукции;

- сокращение времени перевозок;

- рациональное распределение транспортных средств;

- быстрая реакция на требования потребителей;

- оперативная обработка и выдача информации и т.п.

Выход

Книга 'Фондовые индексы: оценка качества'
Книга 'Международный рынок ценных бумаг'
Книга 'Финансовый менеджмент'
Книга 'Финансы и финансовый менеджмент'
Финансы и финансовый менеджмент
Электронная книга 'Логистика запасов и складирования'
Электронная книга 'Анализ инвестиционной привлекательности организаций'
Электронная книга 'Анализ инвестиционной привлекательности организаций'