Электронная книга 'Финансы и финансовый рынок'
Электронная книга 'Логистика'
Электронная книга 'Теория логистики'
Электронная книга 'Международная логистика'
Электронная книга 'Управление цепями поставок'
Электронная книга 'Логистика запасов и складирования'
Электронная книга 'Практикум по логистике'

1.8. Показатели эффективности и результативности логистической деятельности

За время развития логистики в промышленно развитых странах сформировалась система показателей, в общем плане оценивающих ее эффективность и результативность, к которым обычно относят:

- общие логистические затраты;

- качество логистического сервиса;

- продолжительность логистических циклов;

- производительность;

- возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру.

1. Общими логистическими затратами называются суммарные издержки, связанные с комплексом функционального логистического менеджмента и логистическим администрированием в логистической системе. В составе общих логистических затрат можно выделить следующие основные группы:

- затраты на выполнение логистических операций/функций (операционные, эксплуатационные логистические издержки);

- убытки от логистических рисков;

- затраты на логистическое администрирование.

Использование общих логистических издержек в качестве ключевого показателя при формировании логистической стратегии в отечественном бизнесе наталкивается на ряд трудностей, вызванных следующими основными причинами:

- неспособностью действующей системы бухгалтерского учета и статистической отчетности организации выделять многие составляющие логистических издержек;

- наличием в отечественном бизнесе "двойной" бухгалтерии, "черного нала", закрытостью финансовой информации для партнеров в логистической системе и даже между структурными подразделениями внутри компании;

- отсутствием методов расчета убытков от логистических рисков.

2. Понятие качества логистического сервиса базируется на стандартизированных терминах «логистическая услуга» и «логистический сервис».

Несмотря на важность логистического сервиса для реализации корпоративных стратегий, до сих пор отсутствуют эффективные способы оценки его качества, что объясняется следующими особенностями характеристик сервиса:

- неосязаемость - поставщикам сервиса сложно объяснить и дать спецификации видам сервиса, покупателям также трудно их оценить;

- покупатель зачастую принимает непосредственное участие в производстве услуг;

- услуги потребляются в тот момент, когда они производятся, то есть услуги не складируются и не транспортируются;

- покупатель никогда не становится собственником, приобретая услуги.

Измерение качества сервиса при анализе и проектировании логистической системы основывается на критериях, используемых покупателями логистических услуг для этих целей. Когда покупатель оценивает качество логистического сервиса, он сравнивает некоторые фактические значения «параметров измерения» качества с ожидаемыми им величинами этих параметров, и если эти ожидания совпадают, то качество признается удовлетворительным.

Показатели качества логистического сервиса – это:

- обеспечение выполнения заказа точно к указанному сроку;

- полнота удовлетворения заказа;

- точность выполнения параметров заказа;

- информационная коммуникационная надежность и своевременность;

- количество возвратов товаров, отсутствия запасов, повышения тарифов;

- наличие жалоб потребителей;

- доступность запасов.

Общий показатель, на основании которого можно оценить качество логистического сервиса, - процент «совершенных» заказов.

3. Длительность логистического цикла – это время исполнения заказа потребителя (покупателя).

Полный логистический цикл (цикл исполнения заказа) – интервал времени между подачей заказа и доставкой заказа или услуги конечному потребителю.

В цикле исполнения заказа можно выделить следующие основные составляющие:

- время на составление заказа и его оформление в установленном порядке;

- время на передачу заказа поставщику;

- время выполнения заказа поставщиком, включая время ожидания постановки заказа в очередь на выполнение и время заказа, складывающееся из технологического времени, времени межоперационных простоев и др. или времени комплектации, если заказ выполняется из наличных запасов;

- время на доставку продукции заказчику.

4. Производительность логистической системы определяется объемами логистической работы (услуг), выполненными техническими средствами, технологическим оборудованием или персоналом, задействованными в логистической системе, в единицу времени, или удельными расходами ресурсов в логистической системе.

Показателями логистической производительности являются:

- число обработанных заказов в единицу времени;

- грузовые отправки на единицу складских мощностей и грузовместимости транспортных средств;

- отношение типа "вход-выход" для отражения динамики выпуска продукции и документооборота;

- отношение операционных логистических издержек на единицу инвестированного капитала;

- отношение логистических издержек на единицу производимой продукции;

- логистические издержки в дистрибьюции на единицу объема продаж и т. п.

5. Рентабельность инвестиций в логистическую инфраструктуру характеризует эффективность капиталовложений в подразделения инфраструктуры логистической системы, к которым в настоящее время относят:

- складское хозяйство (склады разного вида и назначения, грузовые терминалы и терминальные комплексы);

- транспортные подразделения различных видов транспорта;

- транспортные коммуникации (автомобильные и железные дороги, железнодорожные подъездные пути и т.п.);

- ремонтные и вспомогательные подразделения, обслуживающие транспортно-складское хозяйство;

- телекоммуникационная система;

- информационно-компьютерная система (комплекс технических средств и оргтехника).

Рентабельность инвестиций в перечисленные объекты логистической инфраструктуры определяется в соответствии с действующими нормативно-методическими документами оценки эффективности капиталовложений.

Минимальный набор показателей, по которым можно оценить работу логистики, включает в себя оценку качества обслуживания (по обеспечению заданного уровня «совершенного заказа»), времени реагирования (по времени выполнения заказа в цепи поставок) и общих издержек (по затратам на логистическое обслуживание).

Выход

Книга 'Фондовые индексы: оценка качества'
Книга 'Международный рынок ценных бумаг'
Книга 'Финансовый менеджмент'
Книга 'Финансы и финансовый менеджмент'
Финансы и финансовый менеджмент
Электронная книга 'Логистика запасов и складирования'
Электронная книга 'Анализ инвестиционной привлекательности организаций'
Электронная книга 'Анализ инвестиционной привлекательности организаций'