Электронная книга 'Финансы и финансовый рынок'
Электронная книга 'Логистика'
Электронная книга 'Теория логистики'
Электронная книга 'Международная логистика'
Электронная книга 'Управление цепями поставок'
Электронная книга 'Логистика запасов и складирования'
Электронная книга 'Практикум по логистике'

1.6. Концептуальные основы логистики

Концепция – это система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов. В свою очередь, концепцией логистики называется система взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации потоковых процессов. Именно сочетание концепций логистики составляет уникальность этой науки.

Основной концепцией логистики является системный подход.

I. Системный подход в логистике – это комплексное изучение явлений и объектов как целостных логистических систем с целью ликвидации несоответствий между интересами и целями всей логистической системы и ее отдельных элементов, между разными логистическими системами, между логистической системой и внешней средой.

Анализ взаимодействия элементов системы дает возможность понять, как возникают системные качества, то есть качества, несводимые к качествам входящих в нее элементов. В этой связи следует остановиться на часто упоминаемом в логистике «синергическом эффекте».

Таким образом, системный подход предполагает изучение логистической системы в ее взаимодействии с внешней средой, механизма функционирования составляющих ее элементов, системных качеств, появляющихся в результате синергического эффекта.

II. Концепция общих затрат означает комплексную оценку затрачиваемых организацией ресурсов. При этом первоначально определяется цель деятельности логистической системы, состав необходимых функций и видов работ, обеспечивающих ее достижение. Затем, исходя из наиболее эффективного достижения цели логистической системы, стремятся так отрегулировать отдельные виды затрат, чтобы добиться снижения их общей суммы.

Таким образом, концепция общих затрат основывается не на снижении затрат в отдельном звене логистической цепи, а на анализе издержек всех звеньев, причем по отдельным процедурам и операциям затраты могут быть увеличены, что приводит к снижению за­трат по другим процедурам и операциям в большей степени.

III. Концепция интеграции и координации вытекает из сущности основного объекта логистики – экономического потока. Организация движения по принципу потока требует согласования действий участников этого движения, так как оптимизация одного участка движения может не дать ожидаемых результатов из-за того, что она не согласуется с возможностями других участков. Потоки связывают партнеров, участвующих в организации их движения, требуют совместных скоординированных действий, минимизирующих потери, которые возникают при переходе потоками границ логистических систем.

Развитие интеграционных процессов возможно, если все участвующие в ней организации будут применять на практике базовый принцип совместной (интегрированной) деятельности, сформулированный Парето: хорошими являются те действия, в результате которых кому-нибудь стало лучше, если при этом никому не стало хуже.

IV. Концепция управления цепью поставок представля­ет собой интеграцию фирмы со всеми фирмами в организации поставок (любая фирма является одновременно поставщиком и потребителем). Поставщики, потребители и фирмы, оказывающие логистические услуги (распределительные склады, транспортные компании), составляют еди­ную цепь поставок и используют единый банк информации, разрабаты­вают единые планы, что позволяет превратить логистические каналы рас­пределения в более эффективные и конкурентоспособные.

Концепция управления цепью поставок предусматривает четкое раз­деление понятий логистического канала распределения в цепи поставок. Главными и традиционными участниками этого канала являются произ­водитель, оптовая и розничная торговля. Каждому из участников принад­лежит товар, и они принимают на себя также риски, связанные с их стату­сом временных владельцев продукции.

V. Концепция компромиссов состоит в примирении конфликтных целей, позволяющем добиваться наиболее эффективного распределения ресур­сов в логистической системе. Компромиссы в логистике рассматриваются как метод согласования экономических интересов участников логистического процесса для наиболее эффективного достижения общих целей. Оптимизация экономических потоков предполагает сквозную систему управления их движением, базирующуюся на учете интересов всех участников логистической цепи.

VI. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM) означает обеспечение высокого качества работы каждого элемента логистической системы для получения высокого качества товаров и услуг, поставляемых конечным потребителям. Качество признано важнейшим фактором в конкурентной борьбе.

Концепция всеобщего управления качеством основана на участии в решении проблемы повышения качества всех работников фирм, занятых в производстве и продвижении товаров (услуг). Только такой подход поможет достичь долговременного успеха за счет удовлетворения нужд потребителей. Рассмотрим основные принципы, на которых строится система всеобщего управления качеством.

1. Ориентация на потребителя - организации зависят от потребителей их продукции (услуг) и поэтому должны понимать текущие и будущие нужды потребителей. Организацией по существу управляют потребители (клиенты), так как они платят деньги. Менеджеры должны научиться слышать голоса потребителей и подчинять им управление фирмой, удовлетворять их требования и ожидания.

2. Взаимовыгодные отношения с поставщиками – подобные отношения увеличивают возможности обеих сторон создавать ценности для потребителей.

3. Персонал фирмы – это главная ценность, необходимо вовлекать работников всех уровней в процесс управления качеством.

4. Процессный подход – качество требует постоянного и непрерывного улучшения. Управление качеством и необходимыми для этого ресурсами и действиями рассматривается как процесс.

5. Ориентация на факты, а не на ощущения и мнения, выработка критериев и показателей качества, стандартов качества.

Выход

Книга 'Фондовые индексы: оценка качества'
Книга 'Международный рынок ценных бумаг'
Книга 'Финансовый менеджмент'
Книга 'Финансы и финансовый менеджмент'
Финансы и финансовый менеджмент
Электронная книга 'Логистика запасов и складирования'
Электронная книга 'Анализ инвестиционной привлекательности организаций'
Электронная книга 'Анализ инвестиционной привлекательности организаций'