Электронная книга 'Финансы и финансовый рынок'
Электронная книга 'Логистика'
Электронная книга 'Теория логистики'
Электронная книга 'Международная логистика'
Электронная книга 'Управление цепями поставок'
Электронная книга 'Логистика запасов и складирования'
Электронная книга 'Практикум по логистике'

1.10. Понятие и характеристика логистических и транспортно-логистических издержек

Логистические издержки – это затраты, связанные с выполнением логистических операций.

Логистические издержки представляют собой затраты трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов, обусловленные осуществлением организацией своих функций по выполнению заказов потребителей.

Логистические издержки составляют 20-30% стоимости продукции. Их сокращение, следовательно, значительно повышает конкурентоспособность организации. По оценкам специалистов, использование прикладных логистических систем позволяет уменьшить материальные запасы почти на 80%, а затраты на оборудование и приспособления – на 50%.

Для логистических издержек характерны:

- высокая и часто возрастающая доля в совокупных расхо­дах организации;

- изменчивость величины в различные периоды;

- разделение ответственности за их возникновение между множеством организационных звеньев и рабочих мест, из кото­рых складывается организационная система;

- трудоемкость мероприятий, связанных с определением их общего объема и предполагающих выполнение большого ко­личества учетных и расчетных операций.

Логистические издержки могут исчисляться:

- в процентах от суммы или количества продаж;

- в денежном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов, готовой про­дукции;

- в процентах от стоимости продукции, выпускаемой промышленной организацией.

В связи с тем, что однозначное определение логистических издержек сформировать достаточно трудно, так как они входят в различные статьи калькуляции общепроизводственных затрат, для их анализа, как правило, используют группировку затрат в соответствии с существующими логистическими функциями. В общем виде структуру и сумму логистических издержек можно сформировать и рассчитать по следующей формуле:

KL = Kzp + Ksp + Kм + КТ + Kkz + КРР + КРi + Кo + KNS,

где KL – логистические затраты или издержки;

Kzpиздержки формирования, планирования, управления, контроля за потоками материалов и товаров. Эти издержки носят организационный характер и формируются, как правило, в специализированных логистических подразделениях организации и в логистических центрах, с которыми сотрудничают организации;

Kspлогистические издержки планирования, управления программой и структурой производственного процесса и реализации заказов. Данные затраты формируются непосредственно в производстве и связаны с перемещениями товарно-материальных ценностей, оборотной тары и сопровождающей их информацией по поводу реализации заказа. Эти издержки учитываются на основе первичных документов участков, цехов, производственно-диспетчерского отдела (ПДО) и стола заказов;

Kмиздержки складирования товарно-материальных ценностей на специализированных складах организации, как по выпуску готовой продукции, так и по комплектованию сырья, материалов, узлов, механизмов;

КТиздержки транспорта, уплачиваемые организациям за специализированный транспорт и затраты по содержанию соответствующего транспортного цеха;

Kkzиздержки формирования запасов. К ним принадлежат все издержки, как логистического характера, так и по стоимости продуктов, относящиеся к формированию и поддержанию незавершенного производства на всех стадиях производственного процесса;

КРРиздержки по подготовке товаров к отправке потребителю, которые складываются при упаковке товаров, подготовке их к отправке автомобильным или железнодорожным транспортом;

КРiиздержки формирования потоков информации и обработки заказов. Эти издержки обусловливаются приобретением специальных программных продуктов, используемых в логистических системах предприятия, и под-держанием их работоспособности в течение отчетного периода;

Кoиздержки сервиса и логистического обслуживания. Эти издержки формируются ремонтно-гарантийными отделами организации, включают в себе затраты по восстановлению работоспособности производимых продуктов у потребителя в процессе сервисного и гарантийного обслуживания;

KNSиздержки рекламаций – часть убытков, связанных с браком, его исправлением при поступлении рекламаций от торгующих организаций.

Транспортные затраты являются базой для определения стоимости доставки продукции и формируются на основе:

- тарифа за перевозку груза (тариф - цена за перевозку грузов, установленная на определенный период времени);

- сборов (плат) за дополнительные операции, выполняемые в процессе доставки груза.

Как экономическая категория транспортные затраты – форма цены на продукцию транспорта. Их величина должна обеспечивать.

- транспортной организации – возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;

- покупателю транспортных услуг – возможность покрытия транспортных расходов.

Транспортные затраты определяют стоимость перевозки и относятся к важнейшему фактору при выборе вида транспорта (перевозчика). Борьба за клиентов в условиях конкуренции на рынке транспортных услуг существенно влияет на уровень тарифов и величину плат за дополнительно оказываемые услуги. Умелое регулирование уровня таких плат может стимулировать спрос на дополнительные услуги, связанные с перевозкой.

На железнодорожном транспорте транспортные тарифы на перевозку устанавливаются централизованно и публикуются для внутриреспубликанского сообщения в Прейскуранте №10-01. Тарифы зависят от скорости доставки (грузовая, большая и пассажирская), расстояния от станции отправления до станции назначения и вида отправки (мелкая, контейнерная, повагонная, маршрутная). При перевозках внешнеторговых и транзитных грузов могут применяться международные тарифы:

- международный транзитный тариф (МТТ);

- единый транзитный тариф (ЕТТ);

- Тарифная политика стран СНГ и отдельных государств.

Цены на услуги автомобильных перевозчиков устанавливаются организациями самостоятельно в зависимости от тарифной ставки и тарифной схемы. Тарифная схема представляет собой установленный для определенной ситуации порядок расчета провозной платы за перевозку груза. На практике используют три схемы: сдельную, повременную и условную расчетную единицу транспортной работы. Тарифные схемы и ставки перевозчик может дифференцировать по потребителям, видам груза, типам и маркам подвижного состава.

Тарифы на перевозки грузов речным транспортом и сборы (платы) за перегрузочные работы и другие связанные с перевозками услуги определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. В основу расчета величины тарифа закладывается себестоимость перевозки и дополнительно оказываемых услуг, прогнозируемая на период действия транспортных затрат, а также предельный уровень рентабельности, установленный действующим законодательством.

Плата за перевозку грузов морским транспортом осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке. Фрахт – цена за транспортировку, установленная по соглашению между грузовладельцем и перевозчиком на каждую конкретную перевозку (применяется в основном на морском транспорте). По тарифу перевозка, как правило, оплачивается в следующих ситуациях:

- груз следует по направлению устойчивого грузового потока. В таком случае перевозка выполняется по расписанию системой линейного судоходства (линейные перевозки). Здесь тарифы дифференцируются в зависимости от рода груза и портов погрузки и выгрузки;

- груз транспортируется между портами одного государства (каботаж). Например, в России используются тарифы, утвержденные Министерством транспорта и опубликованные в Прейскуранте № 11-01. Они состоят из движенческой и стояночной составляющих и зависят от рода груза, расстояния перевозки и портов захода.

По фрахтовой ставке доставка оплачивается, как правило, при трамповых перевозках, когда цена определяется за конкретный рейс в зависимости от конъюнктуры рынка. Здесь работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза. Фрахтовая ставка устанавливается в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка и обычно зависит от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.

Выход

Книга 'Фондовые индексы: оценка качества'
Книга 'Международный рынок ценных бумаг'
Книга 'Финансовый менеджмент'
Книга 'Финансы и финансовый менеджмент'
Финансы и финансовый менеджмент
Электронная книга 'Логистика запасов и складирования'
Электронная книга 'Анализ инвестиционной привлекательности организаций'
Электронная книга 'Анализ инвестиционной привлекательности организаций'