Электронная книга 'Финансы и финансовый рынок'
Электронная книга 'Логистика'
Электронная книга 'Теория логистики'
Электронная книга 'Международная логистика'
Электронная книга 'Управление цепями поставок'
Электронная книга 'Логистика запасов и складирования'
Электронная книга 'Практикум по логистике'

1.27. Задача «сделать или купить». Факторы, обусловливающие отказ от собственного производства

При выборе поставщика перед организацией стоит зада­ча «сделать или купить» («make or buy» - MOB), заключающаяся в принятии одного из двух альтернативных решений - делать комплек­тующее изделие самому, если это в принципе возможно, или же покупать у другого производителя. Решение этой задачи зависит от ряда внешних факторов, а также от условий в самой организации. Задача решается в два этапа.

Этап 1. Расчет затрат:

- на собственное производство (стоимость сырья, рабочей силы, внутризаводские логистические издержки, накладные и прочие расходы);

- закупку (цена поставщика, затраты на заказ, страховку, упаковку, складирование, грузопереработку, сортировку, вход­ной контроль качества и другие затраты на закупку), а также связанные с управленческими расходами на обеспечение.

Этап 2. Принятие решения:

- «делать самому». Основные причины, приводящие к принятию решения «де­лать самому»:

-- затраты на производство меньше, чем затраты на закупку;

-- потребность в изделиях стабильна и до­статочно велика;

-- изделие может быть изготовлено на име­ющемся оборудовании;

-- имеются квалифицированные рабочие кадры и менеджеры;

-- отсутствие подходящих постав­щиков;

-- снижается зависи­мость организации от колебаний рыночной конъюнктуры;

- «купить». Основные причины, приводящие к принятию решения «покупать»:

-- затраты на закупку меньше затрат на производ­ство;

-- потребность в изделиях невелика или нестабильна;

-- отсутствуют необходимые для производства техно­логические мощности;

-- отсутствуют кадры нужной квалификации;

-- определенные позиции продукции защищены патентами (авторскими правами).

Закупая товарные ресурсы у посредника, организация, как прави­ло, имеет возможность приобрести широкий ассортимент относительно небольшими партиями, в результате чего сокращается потребность в за­пасах, складах, уменьшается объем договорной работы с изготовителями отдельных позиций ассортимента. Поэтому, отказываясь от собственного производства и принимая решение о закупке комплектующих у специали­зированного поставщика, организация получает возможность поднять ка­чество и снизить себестоимость, однако попадает при этом в зависимость от окружающей экономической среды. Риск потерь, обусловленный рос­том зависимости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок и чем более развиты в экономике логистические связи.

Таким образом, чем выше степень развития логистики в обществе, тем «спокойнее» организация отказывается от собственного производст­ва комплектующих и перекладывает эту задачу на специализированного производителя.

Выход

Книга 'Фондовые индексы: оценка качества'
Книга 'Международный рынок ценных бумаг'
Книга 'Финансовый менеджмент'
Книга 'Финансы и финансовый менеджмент'
Финансы и финансовый менеджмент
Электронная книга 'Логистика запасов и складирования'
Электронная книга 'Анализ инвестиционной привлекательности организаций'
Электронная книга 'Анализ инвестиционной привлекательности организаций'