Электронная книга 'Финансы и финансовый рынок'
Электронная книга 'Логистика'
Электронная книга 'Теория логистики'
Электронная книга 'Международная логистика'
Электронная книга 'Управление цепями поставок'
Электронная книга 'Логистика запасов и складирования'
Электронная книга 'Практикум по логистике'

Введение

Республика Беларусь, находясь в центре Европы, занимает выгодное экономико-географическое положение. Ежегодно через страну проходит большое количество грузовых потоков: из России в Европу и из стран Балтийского побережья в страны Черноморского побережья. Это связано с тем, что через белорусскую территорию пролегают два международных транспортных коридора: №IX (Запад-Восток) и № II (Север-Юг). Качественное обслуживание грузопотоков, включая транзитные, не­возможно без соответствующей логистической инфраструктуры и прежде всего сети логистических центров.

Рисунок 1

Развитие логистики в Беларуси регламентируется такими документами как Стратегия развития транзитного потенциала на 2011-2015 гг., Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 г., а также государственными стандартами.

Строительство логистических центров осуществляется в соответствии с Программой развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 г., которой было определено 50 площадок для строительства логистических центров (см. рисунок). С учетом изменений и дополнений, внесенных в Программу развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 г., постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 сентября 2011 г. № 1179 по предложениям участников рынка логистических услуг и заинтересованных органов государственного управления, облисполкомов включены новые логистические объекты (как в стадии строительства, так и модернизации), скорректированы сроки запланированных строительных работ, исключены невостребованные земельные участки.

На сегодняшний день в Республике Беларусь действуют следующие логистические центры:

- транспортно-логистический центр «Минск-Белтаможсервис» (РУП «Белтаможсервис») на 17-ом км республиканской автомобильной дороги Р-1 Минск-Дзержинск (Минский район) в непосредственной близости от двух панъевропейских транспортных коридоров (31);

- логистический центр «Двадцать четыре» (ООО «Двадцать четыре») в дер. Таборы Минского района в 9 км от МКАД по трассе Минск-Гродно (41);

- транспортно-логистический центр «Брест-Белтаможсервис» (РУП «Белтаможсервис») в г. Бресте в 0,6 км от автодороги М-1/Е30 (1);

- логистический центр ИП «БЛТ-Логистик» в СЭЗ «Минск» в 1,5 км от пересечения автодорог М-1/Е30 и М-4 Минск—Могилев (36);

- логистический центр «Озерцо-Логистик» (ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо-логистик») в 1 км от Минской кольцевой автодороги в юго-запад­ном направлении на трассе «Минск-Озерцо» за автомобильным рынком «Малиновка» (43);

- транспортно-логистический центр ОАО «Белмагистральавтотранс» в промузле Колядичи (30);

- транспортно-логистический центр ООО «КрафтТранс» в дер. Б. Тростенец Минского района (35);

- логистический центр ТЧУП «ШАТЭ-М Плюс» в пос. Привольный Минского района на пересечении автодорог М-1/Е30 и М-4 Минск-Могилев (38);

- логистический центр СООО «БелВингесЛогистик» в 1 км от пос. Раков, Воложинского района Минской области (34);

- логистический центр РУТП «Белимпортторг» в г. Бресте;

- транспортно-логистический центр СООО «Брествнештранс» в г. Бресте (3);

- грузовые терминалы в Степянке и Колядичах РТЭУП «Белинтертранс - транспортно-логистический центр»;

- логистический центр «Евразия» (ООО «Транспортно-складской комплекс Евразия») в г. Заславле.

Причем, несмотря на активное участие в строительстве логистических центров иностранных компаний, почти вся соответствующая инфраструктура сосредоточена у государственных провайдеров логистических услуг либо у провайдеров с государственной долей собственностью. Наиболее крупным оператором на рынке логистических услуг Беларуси является РУП «Белтаможсервис». Сегодня данное предприятие является национальным логистическим оператором и реализует семь проектов по созданию логистических центров, причем два из них уже реализованы - в Бресте п Минске. Не менее крупным является РТЭУП «Белинтертранс - транспортно-логистический центр» Белорусской железной дороги, предоставляющее услуги терминальной обработки грузов на грузовых терминалах станций Белорусской железной дороги.

В настоящее время и соответствии с Программой развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года в стадии реализации находится 33 инвестиционных проекта по 32 участкам, вне программы реализуются 12 инвестиционных проектов. Наибольшей популярностью пользуется Минская область (здесь выделены 17 участков, по всем определены инвесторы, строится 24 логистических центра, в том числе 17 по Программе развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года) и Брестская (здесь выделено 7 участков, по 6 определены инвесторы, строится 7 логистических центров, в том числе 6 по Программе развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года).

Среди наиболее перспективных проектов по строительству объектов логистической инфраструктуры в Республике Беларусь следует отметить следующие:

- логистический центр «Прилесье» с участием известной иранской инженерно-строительной компании «Кейсон» (37);

- международный мультимодальный логистический парк в районе Национального аэропорта Минск с участием «КМК-логистик» и бельгийской AOI NV (33);

- транспортно-логистический центр на базе Оршанского авиаремонтного завода с участием украинской компании «Мотор Сич» и ЗАО «Системы инве­стиций и инноваций»;

- транспортно-логистический центр РУП «Белтаможсервис» и чешской компании «Метростав» в дер. Щитомиричи, 3 км от МКАД по автодороге Р-23 Минск - Микашевичи (32);

- транспортно-логистический центр в районе аэропорта «Витебск» с участием чешской компании PDW Group s.r.o.

Создание современной логистической инфраструктуры и прежде всего сети логистических центров позволит более эффективно использовать экономический потенциал республики, создать условия для ее интеграции в мировую логистическую систему, привлечь дополнительные инвестиции, создать новые рабочие места и повысить рейтинг Беларуси по уровню развития логистики.

Определённые перспективы открывает перед страной Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана, в связи с тем, что таможенное оформление при перевозе товаров через некоторые границы упразднено. Это привело к ускорению доставки грузов и более быстрому оформлению таможенных документов. Увеличение транзита грузов через Беларусь, связанное с активизаций торговли между Европой и Азией в последнее время, несомненно, позволит стране получить дополнительный доход.

Выход

Книга 'Фондовые индексы: оценка качества'
Книга 'Международный рынок ценных бумаг'
Книга 'Финансовый менеджмент'
Книга 'Финансы и финансовый менеджмент'
Финансы и финансовый менеджмент
Электронная книга 'Логистика запасов и складирования'
Электронная книга 'Анализ инвестиционной привлекательности организаций'
Электронная книга 'Анализ инвестиционной привлекательности организаций'