Электронная книга 'Финансы и финансовый рынок'
Электронная книга 'Логистика'
Электронная книга 'Теория логистики'
Электронная книга 'Международная логистика'
Электронная книга 'Управление цепями поставок'
Электронная книга 'Логистика запасов и складирования'
Электронная книга 'Практикум по логистике'

Проблемы развития логистических центров в Республике Беларусь

В 2015 г. завершилась реализация Программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 г. [1]. Однако не все инвестиционные проекты выполнены, некоторые так и остались на бумаге, по многим проектам инвестор менялся несколько раз. Происходит естественный отбор: условия для развития логистической отрасли в Беларуси созданы, выживает сильнейший, более опытный, остальные отсеялись и не дошли до фактического возведения объекта.

Несмотря на активное участие в строительстве логистических центров ино­странных компаний, значительная инфраструктура сосредоточена у государст­венных провайдеров логистических услуг. Наиболее крупным оператором на рынке логистических услуг Беларуси является РУП «Белтаможсервис». Данный провайдер намерен до 2015 г. увели­чить количество собственных транспортно-логистических центров с двух до семи.

Не менее крупным провайдером логистических услуг является РТЭУП «Белинтертранс - транспортно­-логистический центр» Белорусской железной дороги, предоставляющий услуги терминальной обработки грузов на грузовых терминалах станций Белорусской железной дороги. ОАО «Белмагистральавтотранс» оказывает услуги по ответ­ственному хранению грузов, складской логистике, транспортно-­экспедиционному обслуживанию. ОАО «Торгово-логистический центр «Озер­цо-логистик» находится в ведении управления делами президента Республики Беларусь и оказывает услуги ответственного хранения и таможенного оформ­ления. Указанные государственные провайдеры контролируют значительную часть экспортно-импортных и транзитных грузопотоков.

Основной уклон в развитии логистических центров в Республики Беларуси делается в сто­рону обеспечения удобства автомобильных перевозчиков, нивелируя роль железной дороги как перевозчика. Очевидно, что железнодорожный транспорт теряет позиции в борьбе за грузы перед автомобильным. По данным Нацио­нального статистического комитета Республики Беларусь с 2009 г. в абсолютном исчислении авто­транспортом перевозится больше грузов, но при этом основная масса перевозок – внутренние и на короткие расстояния.

Учитывая, что с 1 января 2013 г. в Беларуси тарифы на услуги железнодо­рожного транспорта по перевозке грузов унифицированы с государствами Еди­ного экономического пространства (это привело к росту тарифов на внутрирес­публиканские перевозки в среднем в 2,3 раза к декабрю 2012 г.), можно прогно­зировать более высокий рост потоков грузов, доставленных автомобильным транспортом, чем железнодорожным.

Часто объекты логистической инфраструктуры, заявленные как логистические центры, представляют собой просто склады (в логистике функционал склада и логистического центра разный). Чаще всего застройщики просто сдают в них площади крупным арендатором, а все «логистические услуги» ограничиваются разгрузкой/погрузкой и охраной территории. Это связано прежде всего с нежеланием инвестора налаживать качественный логистический сервис, внедрять автоматизированную систему управления складом, набирать штат квалифицированных логистов, недостаток которых ощущается сегодня в Беларуси, а также желанием как можно быстрее вернуть вложенные деньги, в данном случае, путем арендной платы. Но у такого бизнеса нет будущего, поскольку спрос на простое хранение со стороны крупных дистрибьюторов меньше, чем на логистику, и окупаемость, соответственно, увеличивается в несколько раз.

Зачастую логистические центры строятся даже без анализа грузопотоков и про­работки элементарной концепции самого проекта. Часто, уже после введения в действие логистического центра, инвестор начинает думать, как привлечь туда грузопотоки. Нередки случаи неправильного размещения складского оборудо­вания, строительства железнодорожных веток, которые оказываются не востре­бованы.

Логистическими центрами часто игнорируются требования государст­венных стандартов СТБ 2046-2010 «Транспортно-логистический центр. Требования к техническому оснащению и транспортно-экспедиционному обслужива­нию» [2], СТБ 2133-2010 «Классификация складской инфраструктуры» [3], которые четко регламентируют требования к объектам логистической инфраструктуры. Сегодня логистические центры сами определяют, к какому классу себя отно­сить. Часто складские комплексы класса «С», «D», бывшие грузовые дворы после реконструкции или модернизации называют логистическими центрами, не соблюдая при этом требования к объектам логистической инфраструктуры. На сайтах логистических операторов до сих пор можно увидеть «наш склад соот­ветствует классу «А+» или «В+» (европейская классификация), что говорит о том, что они и представления не имеют о государственном стандарте СТБ 2133­2010 «Классификация складской инфраструктуры» [3], которым регламентировано, что в Республике Беларусь складская инфраструктура по классности делится на четыре класса: «А», «В», «С», «D».

Кроме того, гигантские масштабы строительства такого количества логистиче­ских центров в Беларуси не обоснованы ни потенциальным спросом транзит­ных перевозчиков, ни потребностями внутреннего рынка. Представители госу­дарственной власти высказывают мнение о том, что необходимость возведения столь большого количества логистических центров в Минском регионе обосно­вывается планами столичных властей в соответствии с Генеральным планом развития Минска до 2020 г. вынести за черту столицы более 30 организаций. Соответственно строительство этих организаций на новом месте, и особенно строительство складской и транспортной инфраструктуры для них, необходимо увязывать с развитием логистических центров.

Данная позиция весьма спорна и, прежде всего, должна подтверждаться эконо­мическими расчетами. Конечно, складские площади организаций, вынесенных за черту города, будут нужны. Но смогут ли эти организации оплачивать услу­ги современных логистических центров? Не будут ли расходы на услуги логи­стических центров превышать расходы на собственное складское хранение? Да и стоит ли инвестору (как правило, иностранному) рассчитывать на переработ­ку потенциального грузопотока построенных на новом месте организаций? Чтобы ответить на данный вопрос, было проведено исследование в виде анкетирования потенциальных клиентов.

Большинство белорусских организаций (особенно государственных) не готовы передать логистику (и даже отдельные логистические функции) в аутсорсинг логистическим провайдерам. Да и нет необходимости пользоваться услугами логистических центров, если организации необходимо простое хранение. Де­шевле в долгосрочной перспективе построить свой собственный склад. Кроме того, в силу отсутствия потенциальных инвесторов план переноса за черту сто­лицы более 30 организаций идет медленно.

Сейчас у белорусских логистических центров преобладают четыре основных типа заказчиков - компании из России, Китая, ЕС и Беларуси. При этом отече­ственных организаций-экспортеров, которые заинтересованы в услугах логи­стических центров, не так уж много. Такие организации обычно самостоятель­но отправляют грузы в любую точку мира и услуги логистических центров им не нужны. Большинство крупных организаций-импортеров также уже построи­ли собственные складские помещения и пользуются услугами логистических провайдеров не часто. Остается рассчитывать на переработку увеличивающего­ся транзитного грузопотока из России, Китая и ЕС.

В силу закрепленного ст. 368 Таможенного ко­декса Таможенного союза принципа резидентства [4] белорусские логистические центры в переработке транзитного грузопотока практически не участвуют. Положениями ст. 368 данного Кодекса предусмотрено, что до издания отдельного ре­шения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств-членов Таможенного союза декларация на товары будет подаваться таможен­ным органам той страны, в которой зарегистрировано либо постоянно прожи­вает лицо, являющееся декларантом. Таким образом, грузы, идущие из третьих стран в Россию и Казахстан, не могут быть растаможены на территории Бела­руси, они должны растамаживаться в той стране, резидентом которой является грузовладелец. Чтобы обойти принцип резидентства, белорусские транспортные организации уже начали открывать фирмы в России и Казахстане, перерегистри­руя туда свои транспортные средства.

Как показал опрос в виде анкетирования, большинство российских и казахстан­ских грузовладельцев желают растамаживать свои грузы в белорусских логи­стических центрах. Ведь работа таможенных органов в Беларуси более про­зрачна, качество услуг, оказываемых таможенными органами значительно выше, чем в России и Казахстане. Кроме того, московские терминалы сегодня пе­регружены, определенные ограничения введены на передвижение транспорт­ных средств в Московском регионе, что приводит к простоям, поэтому многие операторы пытаются вынести свои терминалы на границу с Республикой Бела­русь в Брянскую и Смоленскую область.

Вопрос качества транспортно-логистических услуг также актуален для Беларуси. В части оказания транспортно-логистических услуг Беларусь сегодня про­игрывает своим ближайшим соседям. Транспортно-логистические центры ока­зывают отдельные виды логистических услуг, причем, их стоимость условно небольшая, но не конкурентная. Транспортно-логистические центры в Польше, Литве предлагают логистические услуги дешевле, а сервис лучше. Неразвитость рынка 3РL-услуг (3PL-операторы предоставляют комплексный логисти­ческий сервис) в Республике Беларусь, фактически не позволяет добиться ми­нимизации логистических издержек, передавая логистику на аутсорсинг логи­стическим операторам, логистические затраты в конечной цене товара остаются стабильно высокими.

В заключение стоит подчеркнуть, что не стоит гнаться за количеством, сейчас Беларуси требуются современные логистические центры с полным циклом логистических услуг и качественным логистическим сервисом, что позволит экспортерам и импортерам при передаче логистики на аутсорсинг минимизировать логистические затраты в конечной цене товара, а качественная переработка транзитного грузопотока логистическими центрами - увеличить доходы от транзита и по­высить транзитную привлекательность Республики Беларусь.

Требуется отмена принципа резидентства, что позволит растамаживать грузы, идущие из третьих стран в Россию и Казахстан, в белорусских логистических центрах и тем самым загрузить их транзитным грузопотоком. Отмена принципа резидентства фактически повлечет и отмену разрешительной системы в рамках Таможенного сою­за, что позволит создать единое транспортное пространство.

Весьма прогрессивным следует считать введение процедуры добровольной сер­тификации логистических услуг (СТБ 2306-2013 «Услуги логистические. Общие требования и процедура сертификации», введен в действие с 01.11.2013 г.). Добровольная сертификации логистических услуг позволит опре­делить логистических операторов, которые оказывают логистические услуги как на собственных объектах, так и на арендуемых складских помещениях и других объектах инфраструктуры логистического центра. Насколько удастся повысить качество оказываемых услуг логистическими центрами путем введе­ния добровольной сертификации, покажет время.

В дополнение к добровольной сертификации логистических услуг, на наш взгляд, необходимо создать реестр объектов логистической инфраструктуры, что позволит четко разделить объекты логистической инфраструктуры по кате­гориям (склад, складской комплекс, терминал, логистический центр, транс­портно-логистический центр, торгово-логистический центр и т.д.) и приблизить уровень отечественной инфраструктуры к европейским стандартам, исключить несоответствие тех или иных объектов национальным стандартам.

Функцию ведения реестра объектов логистической инфраструктуры необходимо возложить на Министерство торговли Республики Беларусь, так как именно этот ор­ган является координатором работы по развитию логистической системы Рес­публики Беларусь, формированию инфраструктуры логистического обслужи­вания, строительству и вводу в эксплуатацию логистических центров согласно Программе развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 г.

Например, СП ЗАО «Милавица» к решению о создании собственного логистического центра подтолкнул ряд проблем в области логистики, с которыми столкнулось организация. «Милавица» использует в целях упаковки, хранения и обработки четыре различных складских помещения общей площадью 8 тыс. м2. Каждый из указанных складов выполняет определенные функции: склад на фабрике отвечает за упаковку; склады «п. Обчак» и «Алеся» - за хранение; склад «Мачулищи» - за сортировку и отгрузку (рис. 8.6).

Схема обработки товаров до запуска логистического центра

Рис. 8.6. Схема обработки товаров до запуска логистического центра

В результате продукция до отгрузки проходит четыре перевалочных пункта. Как следствие:

- высокая потеря времени: 3-4 дня с момента поступления заказа до отгрузки продукции за счет отдаленности данных складских помещений друг от друга;

- высокие транспортные расходы;

- высокие расходы на персонал;

- недостаточные площади ограничивают прозрачность запасов готовой продукции.

Несколько облегчило данное положение привлечение с декабря 2011 г. логистического оператора ООО «Двадцать четыре». Однако недостаточный сервис и неумение оптимизировать свои производственные процессы явились основанием завершить совместный проект в мае 2013 г.

После ввода в эксплуатацию собственного логистического центра площадью 10 тыс. м2 (площадь была арендована в логистическом центре СООО «БЛТ Логистик», который находится в п. Обчак), изменилась схема обработки товаров (рис. 8.4).

Схема обработки товаров в новом логистическом центре СП ЗАО «Милавица»

Рис. 8.7. Схема обработки товаров в новом логистическом центре СП ЗАО «Милавица»

В логистическом центре будет приниматься, упаковываться, храниться, обрабатываться и отгружаться готовая продукция как собственной фабрики, так и продукция производственной кооперации. При этом совместно с австрийским партнером будут введены в эксплуатацию современные конвейерные системы и планируется роботизация ряда логистических процессов.

Логистический центр позволит перевести взаимодействие с партнерами на новый уровень. Он даст ключевые преимущества для бизнес-сотрудничества - оптимизацию затрат, скорость и качество формирования отгрузки, в том числе до розничной торговой точки клиента. Раньше «Милавица» формировала общий заказ для одного дистрибьютора. Сейчас имеется возможность комплектовать заказы для каждого конкретного магазина в любой точке мира.

Такой подход позволяет сотрудникам «Милавицы» стать более чуткими к потребностям клиентов и в будущем, с раз­витием IT-интеграции, более гибко реагировать на изменение спроса.

Основные показатели работы до и после введения в эксплу­атацию логистического центра СП ЗАО «Милавица» представ­лены в табл. 8.4.

Таблица 8.4. Основные показатели работы до и после введения в эксплуатацию логистического центра СП ЗАО «Милавица»

Показатели

До введения в эксплуатацию логистического центра

После введения в эксплуатацию логистического центра

Возможность роста производства и продаж

20 млн ед. в год

40 млн ед. в год

Время для размещения продукции на складах «Милавицы»

2 рабочих дня

не более одного рабочего дня

Время на обработку заказа на складе «Милавицы»

3 рабочих дня

1 рабочий день

Качество и надежность поставки

низкое

высокое

Дополнительная пло­щадь для производственного процесса

0

22 тыс. м2

Программное обеспечение

Разнородное, поддержка учета (Axapta, FOX Pro и др.)

WMS, интегрируемая с программным сопрово­ждением производства:

- автоматизация приня­тия решений по разме­щению и отбору товаров;

- эффективная работа с большим ассортиментом товаров и количеством мест хранения;

управление заказами;

- высокое качество ком­плектации заказов;

- Wi-Fi сеть, терминалы сбора данных

Технология процессов

70 % ручной обработки

Конвейерная система, 30 % ручной обработки

Перевалка продукции

в 4 этапа

в 2 этапа

Транспортные затраты

100 %

60 %

Количество персонала

164

75

Задействованная техника

17 ед.

6-7 ед.

Количество ячеек хранения

44 000

80 000

Фронтальные стеллажи

0

2025

Срок окупаемости инвестиций

-

3 года (при 7 % приросте продукции)

Освобождение площадей под нужды производства

-

1,3 тыс. м2

Таким образом, ввод нового логистического центра СП ЗАО «Милавица» позволит:

- уменьшить количество этапов в перевалке продукции в 2 раза до двух;

- увеличить производство до 40 млн штук в год;

- уменьшить время для размещения продукции на складах как минимум в 2 раза

- уменьшить время на обработку заказа в 3-4 раза также до одного рабочего дня;

- увеличить качество и надежность поставок;

- освободить дополнительные площади для нужд производства;

- уменьшить количество ручного труда, сократить персонал (с 164 до 75 человек) и транспортные расходы (на 40 %).

Новая организация работы позволит СП ЗАО «Милавица» повысить эффективность доставки готовой продукции конечному потребителю, а также оптимизировать схемы поставок сырья и материалов. Автоматизация процессов посредством применения роботов позволит в перспективе уменьшить время на обработку заказа до трех часов и открыть тем самым возможность для продаж продукции через Интернет.

Всей логистикой «Милавицы» будет управлять созданное в 2011 г. ООО «Милавица-логистик». Возможности логистическою центра ориентированы на перспективный рост объема производства, что подтверждается работой организации по диверсификации рынков сбыта. С начала 2014 г. «Милавица» заключила договоры с новыми партнерами в США, Чехии, Израиле, Вьетнаме, Ирландии. Подписано 19 новых договоров с российскими партнерами. Объем реализованной продукции по итогам первого полугодия 2014 г. составил 8 млн 838 тыс. единиц продукции, что в финансовом выражении эквивалентно более 40 млн евро.

Таким образом, белорусским логистическим операторам нужно повышать комплексность и качество оказываемых логистических услуг, формировать комплексные тарифы на обслуживание, а не тарифицировать каждое действие с грузом, внедрять современные информационные технологии (системы управления складом WMS, управления транспортом TMS и др.), предлагать клиентам варианты оптимизации затрат, а не просто зарабатывать на оказании логистических услуг, думая, что клиент оплатит любые тарифы.

Исходя из анализа прейскуранта тарифов на логистические услуги, многие логистические центры слишком увлеклись и тарифицируют даже те действия, за которые-то и деньги брать, казалось бы, невозможно, в результате клиент не понимает, за что он платит и из чего слагается его тариф, и почему договаривались на одну стоимость, а по факту появились еще какие-то услуги, которые необходимо оплачивать. Ведь логистический оператор, специализирующийся на оказании комплекса логистических услуг, должен это делать дешевле и качественнее, чем сам его клиент, иначе производственные организации, ритейл, дистрибьюторы будут строить преимущественно собственную логистическую инфраструктуру, а не пользоваться услугами профессионалов.

Список литературы

1. Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года. Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 29 августа 2008 г., №1249: в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2 сентября 2011 г., № 1179.

2. СТБ 2016-2010. Транспортно-логистический центр. Требования к техническому оснащению и транспортно-экспедиционному обслужи¬ванию = Трансиартна-лагiстычны цэнтр. Патрабаваннi да тэхшчнага аснашчэння i транснартиа-экспедыцыйнага абслугоування / [БелНИИТ «Транстехника»]. - Изд. офиц. - Ввел. 2011-01-01. - Минск: Госстандарт, 2010. - V, 12 с.

3. СТБ 2133-2010. Классификация складской инфраструктуры = Клаciффiкацыя складской iнфраструктуры / [БелНИИТ «Транстехника»]. - Изд. офиц. - Введ. 2011-07-01. - Минск: Госстандарт, 2010. - X, 20 с.

4. Таможенный кодекс Таможенного союза

Выход

Книга 'Фондовые индексы: оценка качества'
Книга 'Международный рынок ценных бумаг'
Книга 'Финансовый менеджмент'
Книга 'Финансы и финансовый менеджмент'
Финансы и финансовый менеджмент
Электронная книга 'Логистика запасов и складирования'
Электронная книга 'Анализ инвестиционной привлекательности организаций'
Электронная книга 'Анализ инвестиционной привлекательности организаций'