Электронная книга 'Финансы и финансовый рынок'
Электронная книга 'Логистика'
Электронная книга 'Теория логистики'
Электронная книга 'Международная логистика'
Электронная книга 'Управление цепями поставок'
Электронная книга 'Логистика запасов и складирования'
Электронная книга 'Практикум по логистике'

Развитие логистических центров в Республике Беларусь

В Республике Беларусь строительство логистических центров осуществляется в соответствии с Программой развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 г. [1], которой было определено 50 площадок для строительства логистических центров (рис. 8.3). В последующем количество участков для строительства и размещения логистических центров было сокращено до 36 (исключены невостребованные участки). Кроме того, по предложениям субъектов рынка логистических услуг и заинтересованных органов государственного управления в программу включены новые логистические объекты (строящиеся и модернизируемые).

Схема размещения площадок для строительства логистических центров в Республике Беларусь

Рис. 8.3. Схема размещения площадок для строительства логистических центров в Республике Беларусь

На начало 2015 г. в Республике Беларусь функционировало 34 логистических центра, из них 15 было создано в рамках Программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 г. [1], и еще 19 – вне Программы [1]. В рамках Программы [1] три логистических центра создано в Бресте (вне Программы еще один - в Бресте и один в Барановичах Брестской области), один - в Гомеле, 10 - в Минском районе (вне Программы - 13), в Минской области - один (вне Программы - четыре, из них два - в Заславле, один - в Марьиной Горке, один - в Червенском районе).

Из всех действующих логистических центров восемь являются государственными, остальные созданы за счет инвестиций национальных и иностранных инвесторов. Среди отечественных инвесторов - производственные организации, транспортно-логистические организации, логистические операторы, дистрибьюторы, ритейлеры, девелоперы, иностранных - инвесторы из России, Азербайджана, Украины, Литвы, Ирана. Самыми привлекательными регионами для строительства логистических центров являются Минский (за МКАД, вблизи II и IX трансъевропейских транспортных коридоров) и Брестский (граница с Польшей) регионы (рис. 8.4).

Схема автодорог Республики Беларусь и транспортных коридоров

Рис. 8.4. Схема автодорог Республики Беларусь и транспортных коридоров

Из тридцати четырех действующих логистических центров десять располагаются на своей территории складами временного хранения, таможенными складами и пунктами таможенного оформления  (СООО «Брествнештранс», ОАО «Белмагистральавтотранс», ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо-логистик», РТЭУП «Белинтертранс - транспортно-логистический центр», четыре логистических центра РУП «Белтаможсервис», СП «Доминик» ООО, СП «Транзит» ООО). Шесть логистических центров имеют железнодорожные и автомобильные подъездные пути (СООО «Брествнештранс», ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо-логистик», РТЭУП «Белинтертранс - транспортно-логистический центр», РУП «Белтаможсервис - 2», ООО «Евросклад Сервис», СП «Транзит» ООО), остальные - только автомобильные. Биржевыми складами располагают три логистических центра (ООО «Евросклад Сервис», ООО «Л-БИТ Групп», ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо-логистик») (рис. 8.5).

Схема размещения логистических центров в Республике Беларусь

Рис. 8.5. Схема размещения логистических центров в Республике Беларусь

Комплексные логистические услуги уровня 3PL оказывают: РУП «Белтаможсервис», СООО «Брествнештранс», ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо-Логистик», ОАО «Белмаги-стральавтотранс», РТЭУП «Белинтертранс - транспортно-логистический центр», СП «Транзит» ООО, СП «Доминик» ООО; специализируются на оказании логистических услуг (обработке внутренних грузопотоков) - СООО «БЛТ Логистик», ЗАО «Пойнт Логистик», ЗАО «Белрусинвест», ООО «Евротибас», ООО «Компания ФСК Логистик», ООО «Евросклад Сервис», ООО «Л-Бит Групп», СООО «Даймондфрут»; обслуживают в основном собственные грузопотоки - СООО «НТС», ТЧУП «ШАТЭ-М Плюс», ООО «Евроторг», ООО «Амазон-Колорит», РУП «Минск Кристалл», ООО «Владпродимпорт», СООО «Морозпродукт», ЗАО «Чистый берег»; преимущественно сдают площади в аренду - ИООО «Логистический центр «Прилесье», ООО «ИнтерСтройПорталПлюс», ООО «Транспортно-складской комплекс Евразия», ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков».

По оценкам экспертов общая площадь складов класса «А» и «В» логистических центров составляет более 450 тыс. м2, из них склады общего пользования составляют 363 тыс. м2, склады временного хранения и таможенные склады 50 тыс. м2, низкотемпературные склады и склады-холодильники - 22 тыс. м2. Для сравнения, площади складов класса «А» и «В» в районе Варшавы составляют около 2,6 млн м2. Совокупная же площадь логистических центров, представленных в Польше, превышает 7 млн м2. А общий объем современных складских помещении в Киевском регионе составляет около 1,6 млн м2.

Несмотря на ввод новых объектов складской инфраструктуры, ставки аренды складских помещений не снижаются. Так, средняя стоимость аренды складских помещений класса «А» составляет 10-12 евро за м2, класса «В» - 6-9 евро за м2. Текущий уровень ставок аренды складских помещений класса «А» - самый высокий по сравнению со странами-соседями. Для сравнения, в Польше ставка аренды в связи с высоким предложением составляет 1,5-2 евро за м2, в Литве - 4,5-5,5, в России ставка аренды достигает 7,5-10 евро за м2.

Современная логистическая инфраструктура в 2014 г. прирастала как за счет ввода складских объектов производственных организаций, дистрибьюторов, ритейла, так и за счет ввода новых складских площадей логистическими провайдерами и девелоперами.

В 2014 г. завершено строительство второй очереди современного логистического комплекса ЧТУП «Шате-М Плюс» в поселке Привольный. Новый логистический комплекс оснащен уникальным оборудованием, основу которого составляет не имеющая аналогов в восточной Европе конвейерная система протяженностью более 1 км, обеспечивающая подбор, комплектацию и отгрузку заказов в максимально короткий интервал времени. Оперативность и высокий уровень автоматизации являются важнейшими факторами функционирования нового склада. Общая площадь здания составляет 18,0 тыс. м2, полезная площадь многоуровневой стеллажной системы хранения - 55 тыс. м2.

В 2014 г. введены в эксплуатацию логистический центр ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков» в 30 км от Минска в дер. Кулики Червенского района площадью 10 тыс. м2; логистический центр ЗАО «Чистый берег» по оптово-розничной торговле трубопроводной арматурой и сантехникой в н. п. Колядичи Минского района площадью более 10 тыс. м2; склад-холодильник УП «СБС и К» (входит в структуру ООО «Камако») площадью 8 тыс. м2.

Логистические провайдеры и девелоперы тоже вводили новые складские площади. Так, в 2014 г. логистический центр ЗАО «Белрусинвест» прирос еще на 18,5 тыс. м2 складских площадей класса «А», ООО «Бугинком» закончило строительство торгово-логистического центра (3,8 тыс. м2) в Бресте по ул. Карьерной, 9 в 7 км от автомобильного перехода «Козловичи»; ЗАО «Лект» ввело в эксплуатацию логистический центр в районе д. Дубовляны (37,7 тыс. м2). В 2014 г. логистический оператор СП «Транзит» ООО был включен в Программу развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 г. (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2014 г. № 402 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 1249).

По оценкам экспертов к концу 2015 г. площадь складов класса «А», «В» логистических центров увеличится на 190 тыс. м2 и составит более 640 тыс. м2. В 2015 г. значительно прирастет складская инфраструктура действующих логистических центров, будут введены в эксплуатацию еще порядка 11-13 логистических  центров, в 2016 г. - еще 5-6. В частности, ООО «ИнтерСтрой-ПорталПлюс» продолжит строительство торгово-логистического центра «Глобус парк» (ранее «Щомыслица»), после ввода в эксплуатацию в 2015 г. торгового центра - 30 тыс. м2 (вторая очередь) приступит в строительству складских помещений площадью 5, 15 и 20 тыс. м2 (третья очередь).

Введение в эксплуатацию последнего складского здания запланировано на конец 2016 г. ИООО «Логистический центр «Прилесье» прирастет в 2015 г. еще складскими площадями более 91 тыс. м2 (три склада площадью по 23,0 тыс. м2 и два склада - по 11,0 тыс. м2). ИЧЛУП «Влате Логистик» планирует построить в 2015-2016 гг. два транспортно-логистических центра в районе пограничных переходов «Брузги» и «Берестовица» на белорусско-польской границе. Каждый из объектов сможет предоставить более 10 тыс. м2 складских помещений, а также другие типичные услуги (гостиницы, кафе, пункты страхования и др.).

ООО «ЛимоСтар Терминал» реализует проект по созданию на территории СЭЗ «Минск» логистического центра. Для строительства логистического центра выделен участок 5 га в п. Привольный Минского района в непосредственной близости от автодороги М-1 Брест - Москва и магистрали М-4 Минск - Могилев. Срок ввода первой очереди логистического центра 2015 г., второй - 2018 г. Компания «А-100 Девелопмент» ведет строительство складского комплекса «Северный» вблизи трассы Минск - Мядель, в 2 км от МКАД (22,5 тыс. м2). Сдача в эксплуатацию первой очереди (4 тыс. м2) начало 2015 г., второй – 2016 г. (18,5 тыс. м2).

РУП «Белтаможсервис» в 2015 г. планирует ввести в действие транспортно-логистический центр «Могилев-Белтаможсервис», а также сервисные зоны вблизи автодорожных пунктов пропуска «Козловичи-2» и «Каменный Лог». Так, сервисная зона «Козловичи-2» будет включать таможенный склад, склады общего пользования и временного хранения с холодильными камерами общей площадью 15,5 тыс. м2, станцию технического обслуживания с мойкой, стоянку грузового автотранспорта на 200 машиномест, гостиничный комплекс на 142 места, кафе на 64 посадочных места. Сервисная зона «Каменный Лог» предусматривает до 18 тыс. м2 складских помещений, стоянки, пункт технического обслуживания автомобилей и гостиницу с объектом общественного питания.

В ближайшие годы складская инфраструктура будет прирастать и логистическими центрами производственных организаций, дистрибьюторов, ритейла. Так, ОАО «Могилевсоюзпечать» планирует ввести в действие в 2015 г. логистический центр в Могилеве для обслуживания собственных грузопотоков. ООО «Управляющая компания холдинга «Белорусская кожевеннообувная компания «Марко» начала строительство собственного логистического центра площадью 11 тыс. м2 в Витебском районе в пос. Тарный. СООО «Белвест» до 2020 г. планирует построить современный логистический центр в пригороде Витебска. ООО «Русские сладости» строит логистический центр в Гомельском районе, на 11-м км автотрассы Е-95 (Гомель - Чернигов). Управление логистическим центром будет осуществлять логистический провайдер ООО «Компания ФСК Логистик», которая уже управляет двумя логистическими центрами в Минске.

ООО   «Евроторг» строит свой третий логистический центр в Заславле. ООО «Белмединфарм» реализует проект по строительству логистический центра (11,4 тыс. м2) для обработки и хранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники в границах ул. Стариновской - ул. Руссиянова - пр. Независимости в г. Минске.

Практически не реализован ни один проект по созданию логистического центра на базе действующих аэропортов. Проект создания транспортно-логистического центра возле Национального аэропорта Минск так и остался проектом, - строительные работы даже не начаты. Инвестором - бельгийской компанией AOINV рассматривается вариант совмещения усилий в части создания инфраструктуры и коммуникаций с китайской стороной, поскольку в Смолевичском районе реализуется проект по созданию Китайско-белорусского индустриального парка, который имеет смежные территории с будущим транспортно-логистическим центром возле Национального аэропорта Минск.

Проект строительства логистического центра рассчитан на период до 2021 г. Для реализации проекта мультимодального транспортно-логистического центра в Орше собственниками авиаремонтного завода (украинским ПАО «Мотор-Сич» и белорусским ЗАО «Системы инвестиций и инноваций») было создано ООО «ИПЛ Комплекс» (девелопер проекта) и зарегистрирована в качестве резидента СЭЗ «Витебск». Проект рассчитан на период до 2030 г., первые объекты транспортно-логистического центра планируется ввести в эксплуатацию уже в 2015 г.

Список литературы

1. Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года. Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 29 августа 2008 г., №1249: в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2 сентября 2011 г., № 1179.

Выход

Книга 'Фондовые индексы: оценка качества'
Книга 'Международный рынок ценных бумаг'
Книга 'Финансовый менеджмент'
Книга 'Финансы и финансовый менеджмент'
Финансы и финансовый менеджмент
Электронная книга 'Логистика запасов и складирования'
Электронная книга 'Анализ инвестиционной привлекательности организаций'
Электронная книга 'Анализ инвестиционной привлекательности организаций'