Электронная книга 'Финансы и финансовый рынок'
Электронная книга 'Логистика'
Электронная книга 'Теория логистики'
Электронная книга 'Международная логистика'
Электронная книга 'Управление цепями поставок'
Электронная книга 'Логистика запасов и складирования'
Электронная книга 'Практикум по логистике'

Требования, предъявляемые к современным транспортно-логистическим центрам

Требования к техническому оснащению транспортно-логистического центра и к оказанию транспортно-экспедиционных услуг установлены в СТБ 2046-2010 «Транспортно-логистический центр. Требования к техническому оснащению и транспортно-экспедиционному обслуживанию» [1]. Данный стандарт распространяется на проектируемые транспортно-логистические центры, а также на существующие грузовые терминалы, на базе которых создаются транспортно-логистические центры.

К основным характеристикам технического оснащения транспортно-логистического центра относятся:

- наличие систем автоматизации складского учета и штрихового кодирования;

- возможность многоярусного стеллажного хранения грузов (при осуществлении складских операций с грузами, позволяющими производить такое хранение);

- наличие современных средств механизации погрузочно-разгрузочных работ и транспортно-складских операций по переработке грузов;

- расположение на территории транспортно-логистического центра структурных подразделений Государственного таможенного комитета Республики Беларусь;

- наличие подъездных путей двух и более видов транспорта;

- наличие крытых складских помещений;

- охраняемая территория для парковки и отстоя автопоездов;

- наличие помещений для административно-делового центра [1].

На территории транспортно-логистического центра могут располагаться склады временного хранения, склады общего пользования, таможенные и товарные склады, станции технического обслуживания автотранспортных средств, автозаправочные станции, автомойки, объекты оптовой и розничной торговли, страховые компании и банки или их филиалы, гостиничные комплексы и организации общественного питания.

К дополнительным характеристикам технического оснащения транспортно-логистического центра относятся [1]:

- общая площадь территории, занимаемая транспортно-логистическим центром;

- общая площадь крытых складских помещений;

- общая площадь открытых площадок для хранения грузов;

- площадь контейнерной площадки, предназначенной для обработки большегрузных контейнеров;

- суммарная вместимость складов транспортно-логистического центра;

- коэффициент, характеризующий долю проездов и определяемый отношением площади, занимаемой проездами, к общей площади транспортно-логистического центра.

В СТБ 2046-2010 установлены минимальные значения дополнительных характеристик технического оснащения транспортно-логистического центра (табл. 7.1).

Таблица 8.1. Минимальные значения дополнительных характеристик технического оснащения транспортно-логистического центра [1]

Параметр

Значение параметра

Общая площадь территории, га

10

Общая площадь крытых складских помещений, м2

10 000

Общая площадь открытых площадок для хранения грузов, м2

10 000

Площадь контейнерной площадки, предназначенной для обработки большегрузных контейнеров, м2

15 000

Суммарная вместимость складов, т

10 000

Коэффициент, характеризующий долю проездов

0,4

Проезды для автотранспортных средств на территории транспортно-логистического центра должны обеспечивать беспрепятственное маневрирование и подъезд к пунктам погрузки-разгрузки.

Для того, чтобы называться транспортно-логистическим центром, объект должен обеспечивать комплексность услуг в соответствии с законодательством. Транспортно-логистические центры обеспечивают комплексность оказываемых транспортно-экспедиционных услуг, которая характеризуется соответствующим коэффициентом (Кусл), определяемым по формуле [1]

Кусл = Nфакт / Nобщ,

где Кусл - коэффициент комплексности оказываемых транспортно-экспедиционных услуг;

Nфакт - фактическое число оказываемых на постоянной основе транспортно-экспедиционных услуг;

Nобщ - общее число транспортно-экспедиционных услуг, которые возможно оказывать клиентам в соответствии с нормативными правовыми актами.

В соответствии с СТБ 2046-2010 минимальное значение коэффициента комплексности оказываемых транспортно-экспедиционных услуг - 0,6.

Требования к складским помещениям транспортно-логистических центров регламентированы СТБ 2133-2010 «Классификация складской инфраструктуры» [2]. Современные складские помещения транспортно-логистических центров должны соответствовать классу «А» или «В» (приложение 1).

Складские помещения класса «А» - капитальные строения (здание, сооружение) имеют:

- высоту потолков, позволяющую установку многоуровневого стеллажного оборудования;

- ровный пол с антипылевым покрытием;

- систему пожарной сигнализации и автоматическую систему пожаротушения;

- оборудование, регулирующее температурный режим;

- тепловые завесы на автоматических воротах докового типа с гидравлическим пандусом, регулируемым по высоте;

- центральное отопление и принудительную вентиляцию;

- систему охранной сигнализации и видеонаблюдение;

- офисные помещения, оснащенные оптико-волоконными телефонными линиями;

- территорию, достаточную для отстоя и маневрирования большегрузных автопоездов.

Транспортно-логистические центры со складскими помещениями класса «В» - одно- или многоэтажное капитальное строение (здание, сооружение), имеющее: высоту потолков от 4,5 до 8 м; асфальтовое или бетонное покрытие пола; пожарную сигнализацию и гидрантную систему пожаротушения; пандус для раз-грузки автотранспорта; офисные помещения и телефонные линии; охраняемую территорию.

СТБ 2046-2010 [1] устанавливает порядок балльной оценки транспортно-логистического центра, которая производится на основании его технического паспорта.

Технический паспорт транспортно-логистического центра включает сведения о наличии основных характеристик технического оснащения, а также значения дополнительных характеристик и коэффициента комплексности оказываемых транспортно-экспедиционных услуг.

Суммарное количество баллов для транспортно-логистического центра (B) рассчитывается по формуле:

Формула 15.1

где Ri  - ранг  i-той    дополнительной       характеристики        транспортно-логистического центра;          

Pfi - фактическое значение i-той дополнительной характеристики транспортно-логистического центра;

Pmini - минимальное значение i-той дополнительной характеристики транспортно-логистического центра;

n - количество дополнительных характеристик в системе балльной оценки транспортно-логистического центра.

Ранги дополнительных характеристик технического оснащения транспортно-логистического центра приведены в табл. 8.2.

Таблица 8.2. Ранги дополнительных характеристик технического оснащения транспортно-логистического центра

Параметр

Значение ранга (веса) параметра

Общая площадь территории

1,0

Общая площадь крытых складских помещений

1,2

Общая площадь открытых площадок для хранения грузов

1,1

Площадь контейнерной площадки, предназначенной для обработки большегрузных контейнеров

1,3

Суммарная вместимость складов

1,0

Коэффициент, характеризующий долю проездов

1,1

Коэффициент комплексности оказываемых транспортно-экспедиционных услуг

1,2

Пример расчета балльной оценки транспортно-логистического центра приведен в табл. 8.3.

Таблица 8.3. Пример расчета балльной оценки транспортно-логистического центра

Наименование параметра

Значение

фактического

параметра

Минимальное

значение

параметра

Значение ранга (веса) параметра

Балльная

оценка

параметра

Общая площадь территории, га

80

10

1,0

8,0

Общая площадь крытых складских помещений, м2

50 000

5000

1,2

12,0

Общая площадь открытых площадок для хранения грузов, м2

20 000

10 000

1,1

2,2

Площадь контейнерной площадки, предназначенной для обработки большегрузных контейнеров, м2

20 000

15 000

1,3

1,7

Суммарная вместимость складов, т

200 000

10 000

1,0

20,0

Коэффициент доли проездов

0,5

0,4

1,1

1,4

Коэффициент комплексности транспортно-экспедиционных услуг

1,0

0,6

1,2

2,0

ИТОГО

-

-

-

47,3

Таким образом, на основе балльной оценки транспортно-логистический центр оценен в 47,3 балов.

Список литературы

1. СТБ 2016-2010. Транспортно-логистический центр. Требования к техническому оснащению и транспортно-экспедиционному обслужи¬ванию = Трансиартна-лагiстычны цэнтр. Патрабаваннi да тэхшчнага аснашчэння i транснартиа-экспедыцыйнага абслугоування / [БелНИИТ «Транстехника»]. - Изд. офиц. - Ввел. 2011-01-01. - Минск: Госстандарт, 2010. - V, 12 с.

2. СТБ 2133-2010. Классификация складской инфраструктуры = Клаciффiкацыя складской iнфраструктуры / [БелНИИТ «Транстехника»]. - Изд. офиц. - Введ. 2011-07-01. - Минск: Госстандарт, 2010. - X, 20 с.

Выход

Книга 'Фондовые индексы: оценка качества'
Книга 'Международный рынок ценных бумаг'
Книга 'Финансовый менеджмент'
Книга 'Финансы и финансовый менеджмент'
Финансы и финансовый менеджмент
Электронная книга 'Логистика запасов и складирования'
Электронная книга 'Анализ инвестиционной привлекательности организаций'
Электронная книга 'Анализ инвестиционной привлекательности организаций'