БЕЛЬЗЕЦКИЙ А. ON-LINE ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА

Закупочная логистика

1. Общие положения
2. Определение потребности в материале

Рисунок 0

3. Определение рейтинга поставщика
4. Выбор поставщика методом оценки затрат
Выход

1. Общие положения

Закупки – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение организации в заранее установленные сроки, в необходимом объеме и по минимально возможной цене качественными ресурсами, поставляемыми надежными поставщиками и способствующими повышению конкурен­тоспособности организации.

Процесс закупки представляет собой цепочку взаимосвязанных дейст­вий. Начинается он с составления заявок, а заканчивается поступлением товаров требуемого качества в нужном количестве в заданные сроки.

В свою очередь, планирование деятельности по закупке начинается с выбора поставщиков. От данного выбора во многом зависит качество производимой продукции и успех предприятия.

В целом решение данной задачи включает три этапа:

- выявление потенциальных поставщиков;

- сбор информации о потенциальных поставщиках;

- сравнительная оценка и ранжирование потенциальных постав­щиков.

Наиболее распространенными и эффективными являются следующие способы выявления и сбора информации о потенциальных поставщи­ках:

- конкурсные торги (тендеры);

- письменные переговоры между поставщиком и потребителем;

- выставки и ярмарки.

Сравнительная оценка и ранжирование потенциальных поставщиков осуществляется с применением различных методов, наиболее действен­ными из которых являются:

- метод расчета рейтинга поставщика;

- метод оценки затрат по пути от поставщика товара до его поступ­ления на предприятие, включая затраты на покупку, доставку, а в ряде случаев, хранение и финансирование.

Вверх

2. Определение потребности в материале

Потребность в материальных ресурсах на основное производство может оцениваться тремя методами.

1. Детерминированным – на основе планов производства и нормати­вов расхода:

Формула 2.1

где Pj – потребность в j-ом материале, кг;

Ni – годовой выпуск i-ой продукции, шт.;

Hij – норма расхода j-гo материала на i-e изделие, кг;

m – количество наименований изделий.

2. Стохастическим – на основе вероятностного прогноза с учетом по­требностей за прошлые периоды:

Формула 2.2

где Pj – потребность в j-ом материале, кг;

Nф – фактический расход за соответствующий прошлый период;

Jn – индекс изменения программы производства;

Jh – индекс изменения норм расхода материалов.

3. Оценочным – на основе опытно-статистической оценки. Используется общедоступный инструментарий Excel («Поиск решения», «Мастер диаграмм с добавлением «линии тренда»).

Доля дополнительных затрат (Д), возникающих при доставке товара комплектующих в удельной стоимости поставляемого груза рассчитывается по формуле

Формула 2.3

где Тm - транспортный тариф, руб. / т;

У – удельная стоимость поставляемо­го груза, руб. / т;

Пи – импортная пошлина на товар,%:

Зп – ставка на запасы в пути,%;

3с – ставка на страховые запасы,%.

Пример.

Из досок хвойных пород толщиной 80 мм изготовляется ряд деталей. Рассчитайте потребность в древесине в планируемом году на товарный выпуск, при условии, что объем выпуска составит 1100 единиц изделий. Исходные данные для проведения расчета представлены в табл. 1.

Таблица 1. Исходные данные

Номер детали

Норма расхода на деталь,

м3

Количество деталей в изделии,

шт.

23

0,010

7

56

0,006

8

89

0,200

5

91

0,004

6

105

0,008

8

Решение.

Потребность в древесине (Рj) для выпуска j-го изделия рассчитываем по формуле:

Формула 2.4

где Nj – объем выпуска изделий;

m – количество деталей;

Нij – норма расхода древесины на деталь;

ni – количество деталей в изделии.

Рj = 1100·(0,010×7 + 0,006×8 + 0,200×5 + 0,004×6 + 0,008×8) = 1326,6 м3.

Вверх

3. Определение рейтинга поставщика

Рейтинг поставщика оценивается по следующему алгоритму.

1. Установление перечня критериев, с учетом которых будет осуще­ствляться сравнительная оценка поставщиков.

Как показывает практика, потребители используют обычно три ос­новных критерия:

- цена продукции или услуг;

- качество продукции (обслуживания);

- надежность поставки (обслуживания).

Кроме основных критериев, используют и другие:

- условия платежа;

- удаленность поставщика от потребителя;

- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

- организацию управления качеством продукции у поставщика;

- и др.

2. Установление весовых значений по каждому критерию.

Вес критерия показывает значимость того или иного показателя (фактора) для предприятия. Так, наиболее значимому для организации критерию должно быть присвоено максимальное весовое значение. Сумма весовых значений по выбранному перечню критериев должна быть равна единице.

Весовые значения по каждому критерию определяются опытными специалистами (экспертами).

3. Сравнительная оценка поставщиков по каждому из выбранных критериев.

На основании собранной информации о поставщиках осуществляется их оценка друг относительно друга обычно по 10-балльной шкале. Хотя может быть выбрана и 100-балльная шкала, например, при большом числе сравниваемых поставщиков.

Оценка должна производиться опытными специалистами (экспертами).

4. Расчет рейтинга поставщика.

Рейтинг поставщика (Рп) определяется суммированием произведений веса критерия на оценку поставщика по соответствующему критерию в разрезе всего перечня критериев:

Формула 2.5

где n – количество критериев, по которым производится оценка поставщиков;

ω – весовое значение i-го критерия (Формула 2.5.1);

Бi – балльная оценка поставщика по i-му критерию.

5. Выбор поставщика.

Из всех поставщиков выбирается тот, который обладает наилучшим рейтингом.

Пример.

Для оптимизации процесса закупок необходимо выбрать наилучшего поставщика продукции. В результате предварительной работы экспертов в качестве критериев для оценки поставщиков выбраны цена и качество продукции, надежность поставки, условия платежа. Весовые значения выбранных критериев приведены в табл. 2. При этом наибольший удельный вес был присвоен критерию «надежность поставки», поскольку предприятию необходимо закупать продукцию, дефицит которой недопустим. Весовые значения остальных критериев устанавливались сотрудниками службы закупок.

Таблица 2. Оценка поставщиков продукции по 10-балльной шкале

Критерий

Вес критерия

Поставщик №1

Поставщик №2

Поставщик №3

Цена продукции

0,25

5

6

6

Качество продукции

0,25

6

5

7

Надежность поставки

0,35

7

4

5

Условия платежа

0,15

8

2

3

Из опыта работы все поставщики были оценены по десятибалльной шкале (см. табл. 1).

Решение.

Рейтинг поставщиков оценивался по вышеприведенной формуле с использованием исходных данных, приведенных в табл. 2.

P1 = 0,25·5 + 0,25·6  + 0,35·7 + 0,15·8 = 6,40.

P2 = 0,25·6 + 0,25·5  + 0,35·4 + 0,15·2 = 4,45.

P3 = 0,25·6 + 0,25·7  + 0,35·5 + 0,15·3 = 5,45.

Таким образом, результаты расчетов показывают, что наибольшим рейтингом обладает поставщик №1, который и выбирается в качестве основного поставщика продукции.

Вверх

4. Выбор поставщика методом оценки затрат

Анализ метода определения рейтинга поставщика позволяет ут­верждать, что, несмотря на всю его простоту, он имеет определенные недостатки. Во-первых, метод определения рейтинга поставщика во многом носит субъек­тивный характер, так как предполагает учет мнений нескольких экспер­тов. Во-вторых, сравнительная оценка по большинству критериев носит не количественный, а качественный характер. Так, например, если у по­тенциальных поставщиков максимальная цена отличается от минималь­ной на 20 %, оценки по 10-балльной шкале могут отличаться в 2 и бо­лее раз.

В связи с этим при выборе поставщика важно провести оценку затрат по пути от места отправки товара до его поступления к потребителю, тем самым более объективно оценивая поставщиков. Для осуществления подобных расчетных работ должен быть собран следующий массив информации, включающий:

1. Фактические или прогнозные размеры спроса (потребления) по ка­ждой позиции всей номенклатуры товарных (производственных) запасов за установленный период времени (например, квартал, год).

2. Платежеспособность потребителя, то есть необходимо ответить на вопрос: имеет ли организация достаточное количество свободных денежных средств для осуществления закупок.

3. Цены реализации у потенциальных поставщиков по каждой пози­ции производственных запасов.

4. Карту-схему, определяющую удаленность и взаимное расположе­ние организации-потребителя и потенциальных поставщиков.

5. Издержки по содержанию 1 м2 склада за месяц, а также возможно­сти складского помещения для размещения соответствующих наименова­ний производственных запасов (размер площадей, наличие специальных стеллажей и т. д.).

Возможные способы доставки по каждой позиции производствен­ных запасов, предусматривающие возможность доставки товара транс­портом потенциальных поставщиков.

Затраты на закупку и доставку продукции (С) для потребителя посредством привлечения услуг поставщика определяются по следующей зависимости:

Формула 2.6

где P – цена единицы товара;

S – объем оборота (потребления или сбыта) товара определенного наименования;

С0 – транспортные и связанные с ними расходы на выполнение одного заказа;

qoпт – оптимальный размер заказа.

В приведенной формуле первое слагаемое характеризует затраты на приобретение (закупку) товара, а второе – совокупные издержки по доставке товара в течение периода времени, за которое потребляется приобретенный товар.

Оптимальный размер заказа (qопт) определяется по формуле Уильсона:

Формула 2.7

где С0 – транспортные и связанные с ними расходы на выполнение одного заказа;

S – объем оборота (потребления или сбыта) товара определенного наименования;

Схр – затраты на хранение.

Если поставка продукции возможна из нескольких оптовых центров, то для каждого из них рассчитываются затраты на закупку и доставку продукции и по результатам расчетов выбирается поставщик с наименьшими затратами.

Пример.

Распределительные оптовые центры А и Б являются потенциальными поставщиками листовой стали с линейными размерами 6000×1500×10 мм для мелкооптовой торговой организации П (рис. 1), квартальное потребление данной стали у которой составляет 40 т. Сталь хранится на складе с допустимой нагрузкой – 6 т / м2 и затратами на содержание 1 м2 площади пола скла­да за месяц в размере 50,0 тыс. руб. Издержки на хранение одной тонны стали за квартал составляют 900,0 тыс. руб. Известно также, что доставка стали будет осуществляться транспортом оптовых центров А и Б, цена на листовую сталь у которых составляет соответственно 9000,0 и 8900,0 тыс. руб. за тонну. Транспортные и связанные с ними расходы на выполнение одного заказа от поставщиков А и Б соответственно равны 1200,0 и 1980,0 тыс. руб. Требуется определить, какой из оптовых центров (А или Б) является более пред­почтительным поставщиком листовой стали для мелкооптовой торговой организации П.

Рисунок 2.1

Рис. 1. Схема взаимного расположения потребителя П и оптовых центров А и Б

Исходные данные.

a×b×h = 6000×1500×10 мм; S = 40 т; Схр = 900,0 тыс. руб.; СА0 = 1200,0 тыс. руб.; СБ0 = 1980,0 тыс. руб.; PА = 9000 тыс. руб./т; PБ = 8900 тыс. руб./т; LА = 200 км; LБ = 300 км.

Решение.

Для решения поставленной задачи сравним затраты на закупку и доставку листовой стали для потребителя П посредством привлечения услуг оптовых центров А и Б.

Сначала определим оптимальный размер заказа от поставщика А (qА):

Формула 2.8

где СА0 – транспортные и связанные с ними расходы на выполнение одного заказа от поставщика А;

S – квартальное потребление стали;

Схр – затраты на хранение.

Формула 2.9

Оптимальный размер заказа необходимо пересчитать с учетом размеров и массы одного листа стали.

Масса (m) одного листа стали:

m = ρ·V = ρ·a·b·h,

ρ – удельный вес стали (7,8 т / м3);

V – объем одного листа стали, м3;

a – длина листа стали, м;

b – ширина листа стали, м;

h – толщина листа стали, м.

m = 7,8·6,0·1,5·0,01 = 0,702 т.

С учетом массы одного листа стали, находим количество листов стали (nопт) для оптимального размера заказа от поставщика А:

Формула 2.10

Окончательно принимаем размер заказа, равный 15 листам. С учетом этого пересчитываем размер оптимального заказа:

qA = nопт·m = 15 · 0,702 = 10,53 т.

После этого определяются издержки потребителя на закупку и доставку листовой стали за квартал из оптового центра А (СА):

Формула 2.12

где PА – цена листовой стали у поставщика А;

S – квартальное потребление листовой стали;

С – транспортные и связанные с ними расходы на выполнение одного заказа от поставщика А;

qА – оптимальный размер заказа для поставщика А.

Формула 2.13

Определим оптимальный размер заказа от поставщика Б (qБ):

Формула 2.14

где СБ0 – транспортные и связанные с ними расходы на выполнение одного заказа от поставщика Б;

S – квартальное потребление стали;

Схр – затраты на хранение.

Формула 2.15

С учетом массы одного листа стали, равной 0,702 т, находим количество листов стали (nопт) для оптимального размера заказа от поставщика Б:

Формула 2.16

Окончательно принимаем размер заказа, равный 19 листам. С учетом этого пересчитываем размер оптимального заказа:

qБ = nопт·m = 19 · 0,702 = 13,34 т.

После этого определяются издержки потребителя П на закупку и доставку листовой стали за квартал из оптового центра Б (СБ):

Формула 2.17

где PБ – цена листовой стали у поставщика Б;

S – квартальное потребление листовой стали;

С – транспортные и связанные с ними расходы на выполнение одного заказа от поставщика Б;

qБ – оптимальный размер заказа для поставщика Б.

Формула 2.18

Поскольку СБ < СА, то в качестве поставщика листовой стали следует выбрать оптовый центр Б.

Вверх

Оцените прочитанный материал: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Выход