//

БЕЛЬЗЕЦКИЙ А. ОНЛАЙН КАЛЬКУЛЯТОР

Анализ влияния логистики на рентабельность организации

Компания занимается торгово-посреднической деятельностью и в настоящее время имеет объем продаж SAL руб. в год, а уровень ее запасов составляет INVR % объема продаж. Годовые затраты на хранение продукции в запасах составляют INV % ее стоимости. Операционные издержки (включая стоимость запасов) равны OE руб. в год, а стоимость других активов оценивается в ОА руб. Каково текущее значение доходности активов (ROA)? Как оно изменится (∆ROA), если относительный уровень запасов уменьшится на INVR %?

Влияние логистики на рентабельность организации

Как дорогостоящая функция, логистика существенно влияет на общее финансовое состояние организации. Можно привести множество примеров, но рассмотрим влияние логистики на рентабельность активов (Return on Assets, ROA).

Рентабельность активов (ROA) определяется как чистая прибыль (NP), полученная организацией после выплаты налогов из прибыли, деленная на стоимость используемых активов (А):

Формула 4.1

где FA – долгосрочные активы (собственность, здания, оборудование и т. д.);

СА – краткосрочные активы (наличные деньги, дебиторская задолженность, запасы и т. д.).

Полученный показатель свидетельствует, насколько хорошо используются имеющиеся ресурсы, и в целом, чем выше рентабельность активов, тем лучше результаты деятельности организации. Совершенствование материального потока приводит к сокращению запасов. Это непосредственно снижает краткосрочные активы, хотя можно утверждать, что это также снижает долгосрочные активы и повышает прибыль (рис. 1).

Рис. 4.1

Рис.  1. Влияние логистики на рентабельность активов

1. Краткосрочные активы. Более эффективная логистика сокращает краткосрочные активы снижением уровней запасов. Снижение инвестиций в запасы также может высвободить наличные денежные средства, которые в этом случае могут быть использованы более производительно, и снизить потребность в заимствованиях.

2. Долгосрочные активы. К долгосрочным активам относятся собственность, здания и оборудование. Логистика широко использует эти ресурсы, и склады, парки подвижного состава, оборудование для грузопереработки материалов, а также другие сооружения, необходимые для перемещения материалов через цепь поставок, составляют значительную долю долгосрочных активов.

3. Продажи. Выпуская более привлекательный товар или обеспечивая его наличие и более удобное получение, логистика может повысить объем продаж и обеспечить более
высокую рыночную долю организации.

4. Маржа прибыли. Более эффективная логистика обеспечивает более низкие операционные издержки, что в свою очередь приводит к более высокой марже прибыли.

5. Ценность. Логистика может повысить воспринимаемую ценность товаров путем более удобного их получения, ускорения доставки заказа или сокращения времени его выполнения. Более привлекательные виды товара позволяют устанавливать на него наценку.

Как можно видеть, первые два пункта работают на снижение необходимых активов, а три последних – на увеличение прибыли. Все это в совокупности приводит к увеличению показателя ROA и соответственно влияет на другие параметры деятельности, такие, как цена акций, доходность на инвестиции, рентабельность собственного капитала и т. д.

Исходные данные для расчета

Показатель

Значение показателя

Объем продаж (SAL), руб. в год

Уровень запасов от объема продаж (INVR), %

Относительные затраты на хранение продукции (INV), %

Операционные издержки, включая стоимость запасов (OE), руб. в год

Стоимость прочих активов (ОА), руб.

Снижение уровня запасов (Dinvr), %

Выход